
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Юные защитники»
08 июня 2025, 07:03
Этапы реализации программы
подготовительный
основной
обобщающий.
Подготовительный этап (апрель-май) включает:
построение системы работы лагеря дневного пребывания по краеведческому направлению;
составление программы;
создание условий по реализации данной программы;
планирование мероприятий в соответствии с программой.
Основной этап (июнь – 12 дней) включает:
- максимально использовать возможности и условия лагеря для
удовлетворения запросов, ожиданий, притязаний каждого ребёнка;
- обеспечить возможность разностороннего личностного проявления каждого
ребёнка и обогащения его личного опыта социально и личностно значимым
содержанием;
- обеспечить реализацию программы летнего пришкольного
лагеря по пяти основным направлениям деятельности.
Обобщающий этап (2 – 3 дня в конце смены) включает:
подведение итогов реализации программы;
анализ реализации программы, корректировка программы на следующий год;
итоги диагностик.
Направления и виды деятельности
Гражданско-патриотическая работа
Цель: расширение знания о Великой Отечественной войне, воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края;
воспитание уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре, традициям своей страны, уважение к ветеранам войны и труда; сохранение памяти о подвиге русского солдата.
Основные формы организации:
o Викторины о Великой Отечественной войне.
o Просмотр видеофильма о войне.
o Дни, посвящённые жизни замечательных людей, земляков.
o Митинг к обелиску.
o Возложение цветов.
«Минута памяти».
Фестиваль патриотической песни.
Патриотические Акции.
Фольклорные праздники народа нашего края.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительная работа
Цель: научить ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; формирование правильного представления о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях
Задачи:
o Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
o Выработка и укрепление гигиенических навыков; ∙ Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
o Утренняя гимнастика (зарядка)
o Спортивные игры на спортивной площадке
o Подвижные игры на свежем воздухе
o «Минутки здоровья»
o Профилактические пятиминутки.
o Осмотр медицинского работника и составление паспорта здоровья
o Рациональное сбалансированное питание.
o Режим дня.
o Солнечно-воздушные ванны.
o Спортивные мероприятия (эстафеты, весѐлые старты, спортивные часы, игры и т.п.).
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10- минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Профилактические пятиминутки (мероприятия) включают в себя формирование толерантности, профилактику экстремизма, правонарушений, асоциальных явлений.
Художественно – творческая работа
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
-Изобразительная деятельность;
-Конкурсные программы;
-Творческие конкурсы;
-Концерты, праздники;
-Творческие игры;
-Выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Эколого-краеведческая работа
Цели: изучение истории нашего края, воспитание бережного отношения к природе, лесу, воде нашего края.
Основные формы организации:
Экологический десант
Исследовательская работа
Экскурсии (пешие и на школьном автобусе)
Участие в экологических акциях
Путешествие по страницам Красной книги;
Изготовление поделок из природного материала.
Встречи с местными краеведами, работником библиотеки, изучение новинок краеведческой литературы. Обязательной формой краеведческой работы в лагере является проведение экскурсий. Экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии воспитатель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бысовременниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
После проведения экскурсии проводится устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос, индивидуальная беседа с обучающимися. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов. Экскурсии могут быть пешеходные, велосипедные, автобусные (в зависимости от расстояния до объекта изучения.)
Прежде чем совершать куда-либо экскурсию, группой ребят изучается соответствующий материал по данному объекту. Они выступают перед другими ребятами с сообщениями заранее или непосредственно на месте проведения экскурсии.
Параллельно с краеведческой работой проходят мероприятия экологического характера. А это различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, защита сообщений, конкурсы рисунков, стихотворений о природе родного края.
Большое место в работе лагеря занимает патриотическое воспитание обучающихся. Мы встречаемся с замечательными людьми нашей деревни – ветераном ВОВ.
Такой вид летнего отдыха очень нравится детям. Они с удовольствием посещают краеведческие музеи, узнают много нового для себя, в чем-то даже переосмысливают жизненные приоритеты.
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального
• физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
• основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идѐт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Цели:
Пробуждение в детях чувство прекрасного;
Формирование навыка культурного поведения и общения;
Привитие детям эстетического вкуса.
Формы организации:
Посещение сельской библиотеки.
Оформление отрядных уголков.
Дискотеки
Конкурсы
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.
2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
3. Видеотехника и аудиоматериалы.
4. Призы и награды для стимулирования.
Кадровое обеспечение:
• реализации программы участвуют:
1. Учителя школы – воспитатели.
2. Библиотекари школьной и сельской библиотеки.
3. Медицинский работник.
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
1. Организация различных видов деятельности.
2. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
3. Создание ситуации успеха.
4. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
5. Организация различных видов стимулирования.
Методические условия предусматривают:
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
2. Сохранение и укрепление здоровья.
3. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
4. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
5. Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
Воспитание любви к Родине;
Углубление знаний о родном крае (период Великой Отечественной войны);
Участие в проектной деятельности с использованием полученных знаний (во время учебного процесса);
Вовлечение в научно-исследовательскую (практическую) деятельность по возрастным категориям (во время учебного процесса);
Заинтересованность и вовлечение детей в творческую деятельность (проба пера, творческий рисунок, творческая поделка в различной технике, самостоятельное составление и разработка презентаций);
Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых;
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины. Организационно - пропагандистские умения:
Применение знаний законодательства об охране природы;
Пропаганда бережного отношения к памятникам Великой Отечественной войны;
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда здорового образа жизни
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе;
Опознавательные умения:
Распознавание объектов природы;
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
Тиражирование опыта
Публикация заметок в социальных сетях.
Отчёт о работе лагеря с дневным пребыванием на сайте образовательной организации
